Критерии
Этот опус не постулат, а тема для размышления.
Предстоящий сезон навевает на мысли.
I.Определение категорийности водоёма, реки.
II.Требования к лодкам.
III.Каковы мои шансы выжить.
И так, по-порядку.
I.
По-моему опасностью для наших разборных судов, прежде всего, является волна, точнее её форма. Чем круче и резче, тем она опаснее. На неглубоких ,но открытых водоёмах ветер может разогнаться и поднять весьма крутую волну, и самое главное короткую, что может повлечь разрушение лодки. Напротив, на глубоком водоёме тот же ветер поднимет такой же высоты волну, но её длина, будет большей, и удовольствие покататься на волнах Вы получите сполна.
Так же влияет время года. Например, в сентябре опасно ходить по северным (Белое, Онега, Ладога) водоемам, ибо начинаются шторма. В начале мая и на Волге могут быть весьма крепкие ветра плюс мелководность и в итоге прохождение становиться так же опасно.
Ко всему прочему, можно делать поправки на "удалённость от берега" т.е. размер водоёма так же повышает его категорийность, но, по-моему, это относиться к категорийности похода, а не водоёма. Можно пройти вдоль берега, а можно пересечь.
Соленость так же не причём.
А вот для узких водоёмов критерием, повышающим категорию, является рельеф берега.
Например, Байкал, где штили перемешаны с ветрами огромной силы, которые "падают" с окружающих озеро гор.
Последним пунктом предисловия, в данном проекте использованы личные наблюдения и впечатления и не рассматриваются исключительные случаи. И в районе Конаково бывают смерчи!
Отсюда можно сделать некоторые выводы о категорийности водоёма, повторюсь, без учёта "удалённости".
0 категория.
Не большие водоёмы, не широкие реки с ровным рельефом, берега покрыты лесом.
Пример, Верхняя Волга.
1 категория.
Не большие водоёмы и реки средней и южной полосы со сложным рельефом и различными глубинами.
2 категория.
Большие (свыше 2000 м шириной) водоёмы и реки средней и южной полосы со сложным рельефом дна.
3 категория.
Большие водоёмы и реки северной полосы.
Пример, Ладога, Онега.
4 категория.
Большие водоёмы, реки с очень сложным рельефом берега и дна.
Пример, Азов, Обское водохранилище, Байкал, Белое море.
5 категория.
Открытые водоёмы севера и Дальнего Востока.
Пример, Баренцево и Охотское.
6 категория.
В эту категорию может попасть любой водоём в зависимости от времени года.
II.
Оговорюсь сразу- развалить и перевернуть , можно любую лодку.
Любая лодка может оказаться не прочной, как ни кажется она на взгляд. Есть разные мнения о надёжности лодки. Любой Капитан будет клясться, что он на данной лодке прошёл, что и другим не снилось. Да, согласен, что надёжность судна, в основном, определят "прокладка". Например, заметьте - это личное мнение, корабль Святенко, точнее, гоночный вариант, весьма опасна, но ходит он на ней, и будет ходить дальше.
Надёжный "фиорд"- развалился на Белом море.
Отсюда, можно говорить только об общих критериях и понятиях построения лодок.
1. Баллоны.
а) Говорить, что они должны быть только из ПВХа, можно, хотя многие будут говорить о том, что раньше ходили на "резине" и ничего. Ответ: "Раньше не ставились такие задачи по использованию лодок". Да и парусный туризм, ещё на берегу, был уже экстремален по- сути.
б) Наличие внутренних камер либо многосекцинность. Хоть моё мнение, что баллоны пробиваются около берега, но есть случаи и вдали. Ни кто не застрахован от получения повреждения сразу нескольких камер. Титаник, например. Или Святенко, когда Зубынин буквально "насадил" его на свои носы, пробив обе камеры.
в) Крепление баллонов. Сложный вопрос. Прежде всего, категорически нельзя переделывать стандартные крепления, можно лишь усиливать их. Карманы должны быть надёжно проклеены либо пришиты несколькими рядами широких стежков. Объём, не менее 300 (?)л. на каждого члена экипажа.
г)Для похода опасны "узкие" носы без носовых обтекателей, имеющие дополнительные воздушные ёмкости.
д) Разница между длиной баллонов и высотой мачты должна быть минимальна. Для 6м баллонов- 7м мачта, например. При достаточном опыте можно и больше, но это увеличивает риск.
е) Весь металл на судне должен быть обработан безопасно для своих и чужих баллонов. Не должно быть выступающих острых углов, которыми Вы можете нанести ущерб себе и другим.
2. Рама.
а) Весь металл должен быть чистым, желательно анодированным. Коррозия уничтожила ни один корабль! Особенному осмотру должны подвергаться места внутри труб и изделий, соединений.
б) Не должно быть трещин. Особенно они появляются в местах сварки и рядом. Так же в местах сверления труб, силовых узлов. В таких местах необходимо делать усиления.
в) Места болтовых соединений должны иметь минимальный люфт. Болты, гайки, барашки должны быть защищены от самооткручивания.
г) Под гайками и барашками, а так же под головками болтов обязательно должны быть шайбы, что предотвратит "съедение" основного металла.
3. Троса.
а) Троса и заделки должны быть чистыми. Появление ржавчины и коррозии не допустимы. Медь и цинк- прекрасная гальваническая пара!
б) Трос, прежде, чем заделан медной трубкой должен быть заплетён! Сегодня на рынках продают медные трубки повышенной эластичности, и как бы Вы не обжимали ею трос, она всё равно отдастся при переменных нагрузках.
в) Троса не должны переламываться на других частях судна. Используйте коуши либо шайбы.
г) Все места соприкосновения тросов и других частей судна- должны быть усилены, но лучше это избегать.
3. Паруса.
а) Не используйте очень старые и рваные паруса. Парус- это Ваша честь и совесть. Лицо корабля и капитана. Не говоря о потери паруса в напряжённый момент.
б) Все углы паруса должны быть усиленны боутами.
в) Не должно быть распоротых швов, торчащих ниток.
г) Концы лат должны иметь упоры, чтобы они не порвали парус.
д) Паруса обязаны иметь, как минимум один ряд рифов.
е) Стаксель должен быть на раксах, либо иметь надёжную закрутку, либо находиться на сбрасываемом штаге.
4. Концы.
а) Все стационарные концы должны быть обработаны марками. Ни каких узлов!
б) Концы должны быть с целыми "рубашками".
в) Шкоты должны быть достаточной толщины и мягкости, чтоб не "резали" руки. Ни какие перчатки Вас не спасут!
4. Управление.
а) Все снасти должны легко и удобно отдаваться и ставиться.
б) Ни каких узлов на концах, связанных с управлением парусностью и судном.
в) Стопора управления должны находиться в пределах досягаемости рулевого при его стандартном размещении.
г) Должна быть удобная система рифления.
III.
Ни каких шансов выжить, если...
а) Покатавшись на Московском море, рванули на Белое море в одиночку.
б) Вообще в первый раз попали на воду.
в) Если на борту, ещё более неподготовленные матросы.
г) Перестроили корабль и не опробовав- рванули выше третий категории.
д) Ни разу не сходив в поход- пошли выше третьей категории.
е) Пошли на неизвестной Вам лодке.
ж) Знаете о не доработках в конструкции судна и всё равно пошли.
з) Пошли, ни разу не ходив больше 5м/c, в сильный ветер больше 10м/с.
и) Пошли, не зная, как ведёт себя лодка на волне.
к) Пошли, не зная, как размещать вещи на палубе и как их крепить.
л) Пошли, не имея оборудования необходимого для данной категории.
Собственно может и пронесёт, а может... .
Отзывы и пожелания можно отослать Якову"Анархисту" Гольдину
либо в соответствующие разделы конференции Паруса.народ.ру
На главную |
Сайт создан в системе
uCoz